В рамках фестиваля проводится песенный конкурс.Его девиз: «И всё-таки мы победили!». Руководителям певческих коллективов и отдельным исполнителям следует обратить особое внимание на подбор репертуара и выбор исполнителей в соответствии с девизом конкурса, носящим жизнеутверждающее начало, говорящим о радости Победы, мирной жизни, счастье и любви. В конкурсную программу входят 2-3 произведения (на усмотрение исполнителей: 2 – солисты, 2-3 камерные ансамбли, 3 – крупные ансамбли и хоровые коллективы). Программа выступления коллектива, отдельного исполнителя должна быть драматургически выстроена, отражать певческую направленность и разноплановость репертуара.
В репертуар исполнителей — участников конкурса – солистов, дуэтов, трио, ансамблей, хоровых коллективов академического, народно-певческого, эстрадно-исполнительского направлений рекомендуется включать песни:
— довоенного периода (начиная с 30-х годов XX века). Герой песен этого времени простодушный, веселый и спортивный, отличительной особенностью музыки становится соединение лирики и маршевости, творчество композиторов – песенников отмечено радостным, светлым колоритом, зажигательной энергией и оптимизмом. Композиторами, создавшими большое количество песен этих лет, были И. Дунаевский, М. Блантер, Б. Александров и другие.
— песни Великой Отечественной войны (1941 —1945) изменили облик песни. В дни тяжелых испытаний песни-марши уступили место песням, проникнутым патриотическим содержанием, задушевной лирикой. Еще более широкое распространение в годы войны получили так нужные людям задушевные, лирические или шуточные, песни — воспоминания о мирной жизни, о родных и близких, песни о любви. Особенно горячо любимыми и на фронте и в тылу стали песни В. Соловьева-Седого, И. Шамо, И. Дунаевского, Т. Хренникова, В. Мурадели, К. Молчанова, Н. Будашкина, М. Парцхаладзе, А. Эшпая, В. Баснера, Н. Богословского, Л. Книппера, К. Листова, А. Новикова, А. Островского, Б. Окуджавы и других.
— песни послевоенных лет (1950 – 60 годы XX века) — главными темами песенного творчества композиторов становятся тема борьбы за мир, патриотическая тема. Популярны также лирические и молодёжные песни, проникнутые радостными, приподнятыми чувствами, сочетающие бодрый, упругий спортивный ритм и лиричность. Таковы песни композиторов А. Пахмутовой, А. Петрова, Ю. Милютина, М. Ножкина, Б. Мокроусова, Я. Френкеля, О. Фельцмана, Д. Тухманова, М. Таривердиева и других.
— в песнях 70-80 годов XX века стала очевидной необходимость в новом музыкальном и поэтическом слове, очищенном от штампов, индивидуальном и неповторимом. Творчество композиторов этого периода отличает особая мелодика, красочная гармония, простота и задушевность. Таково песенное творчество Э. Колмановского, Е. Родыгина, М. Фрадкина, А. Лепина, Е. Птичкина, А. Зацепина, И. Лученка, И. Шаферана, А. Морозова, В. Мигули, В. Шаинского. Возникшая в это время авторская песня воплотила в себе стремление к индивидуальности в творчестве, оригинальности и новизне. Среди выдающихся творцов авторской песни особенно популярны имена Б. Окуджавы, В. Высоцкого, А. Галича, Ю. Визбора, О. Митяева и других.
— песни современных композиторов России, Сибири, Алтайского края.
— в год 100 — летия со дня рождения композитора Георгия Свиридова рекомендуется исполнение кантатно – ораториальных (возможно фрагментов), хоровых, камерных вокальных произведений автора (обязательно для коллективов и исполнителей академического направления).
Ведущий специалист по вокально-хоровому жанру АГДНТ
Анна Анатольевна Лакиза.