13 апреля 2024 года в Алтайском государственном Доме народного творчества завершились курсы повышения квалификации для заведующих и специалистов детских библиотек и специалистов отделов, обслуживающих детей и юношество. Обучение прошли 32 специалиста из 20 муниципальных образований Алтайского края и Республики Алтай.
Слушатели получили представление об интересах и потребностях в чтении детей и молодежи на современном этапе, о многообразии современной литературы для детей и юношества, познакомились с технологиями создания интерактивных форм мероприятий, популяризирующих книгу и чтение, а также с полезными онлайн-сервисами для создания цифрового контента и игровых форм работы.
В рамках краевого семинара-совещания «Безопасность детей: роль детской библиотеки», организованном Алтайской краевой детской библиотекой им. Н.К. Крупской, участники познакомились с основными направлениями деятельности библиотек, связанной с детской безопасностью.
Особое внимание на занятиях было уделено рассмотрению вопросов, связанных с психологическими особенностями современного ребенка, психологической безопасностью личности в современном мире, проблемами взаимодействия взрослых с детьми и подростками и их взаимоотношений, как эти аспекты находят отражение в драматических сюжетах книг, в чем особенность современной литературы для детей и подростков и какие они, современные авторы. Эти темы обсудили Галина Леонидовна Парфенова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Алтайского государственного педагогического университета, Юлия Николаевна Горбулина, главный библиотекарь отдела обслуживания АКДБ, Ангелина Анатольевна Полянская, ведущий библиотекарь отдела гуманитарной литературы Алтайской универсальной краевой библиотеки им. В.Я. Шишкова.
Большой интерес и эмоциональный отклик вызвало практическое занятие «Говорят молчаливые книги. Чтение визуальной литературы с детьми и подростками», проведенное Людмилой Васильевной Санкиной, директором АКДБ им. Н.К. Крупской. «Тихие» или «молчаливые» книги пишутся без слов, история раскрывается при помощи графики. Именно графике отводится главная роль в повествовании, рисунки не дополняют написанное, а сами рассказывают, ведут за собой читателя и предоставляют ему возможность самостоятельно домысливать историю. Участники курсов разделились по подгруппам и попытались рассказать свою уникальную историю на основе предложенных книг.
Специалисты Алтайской краевой детской библиотеки им. Н.К. Крупской – Бычкова Ксения Анатольевна, ведущий библиотекарь отдела автоматизации и издательской деятельности, Шумских Анастасия Сергеевна, главный библиотекарь отдела автоматизации и издательской деятельности, – познакомили слушателей с онлайн-сервисами для создания интерактивных игр, викторин для детей и подростков и провели практическое занятие. Участники научились эффективно использовать информационные ресурсы и базы данных, а также обменялись опытом организации и проведения культурно-просветительских мероприятий.
В рамках курсов участники посетили модельные библиотеки г. Новоалтайска: Центральную модельную детскую библиотеку «Центр семейного чтения», библиотеку-филиал №3 «Своя территория», Центральную городскую библиотеку им. Л.С. Мерзликина. Суринова Ирина Александровна, заведующий модельной библиотекой-филиалом, Егорова Маргарита Евгеньевна, заместитель директора по работе с детьми Центральной модельной детской библиотеки рассказали об основных направлениях работы с детьми, подростками и молодежью, поделились лучшими социально-культурными, культурно-просветительскими практиками и проектами.
Практико-ориентированные занятия позволяют не только обсудить приобретенный опыт, обменяться им, получить ценные советы от опытных библиотекарей, но и мотивируют внедрять новые формы работы.
Все участники успешно завершили курс повышения квалификации и получили удостоверения о повышении квалификации в объеме 36 часов.